Материал для проведения бесед со старшими дошкольниками об особенностях дорожной обстановки в разное время года

ДОРОГА ОСЕНЬЮ

Если перед твоим уходом в школу мама или бабушка напоминает тебе, что на улице сыро, то она заботиться о том, чтобы ты не промок сам, не промочил ноги и не простудился. Мы желаем тебе того же. Но главное – мы хотим тебе напомнить, что мокрая дорога опаснее сухой потому, что у всех транспортных средств удлиняется остановочный путь. Выходя на проезжую часть, будь особенно внимателен!

Наверное, ты обращал внимание, что в некоторых местах города, где особенно много деревьев, над трамвайными путями висят надписи: «Осторожно, листопад!» Чем же опасен листопад? Оказывается, листья, попадая на рельсы, под колеса трамвая,  увеличивают тормозной путь. Прослойка из листьев между колесами и поверхностью рельсов действует как своеобразная смазка. Таким же образом опавшие листья увеличивают длину тормозного пути не только на трамвайных путях, но и на проезжей части, по которой двигаются безрельсовые транспортные средства: троллейбусы, автобусы, автомобили.

Осенью не только падают листья. Осенью чаще, чем в другое время года, идут дожди, а значит, чаще дорога «портится» — становится мокрой и скользкой, остановочный путь увеличивается.

Кроме того, во время дождя ухудшается видимость. Становится пасмурно, пешеходы прячутся от сырости под зонтиками, надевают капюшоны, которые мешают обзору дороги. При этом немудрено не заметить машину. Водителям дорога тоже становится видна хуже. Дождь заливает ветровое стекло автомобиля, стеклоочистители не всегда справляются с ним.

Поэтому чаще возникает опасность столкновения машин и наездов на пешеходов. Осенью вы часто слышите: «Будьте внимательны и осторожны на проезжей части при переходе дороги!»

ДОРОГА ЗИМОЙ

Ближе к зиме начинаются заморозки. На лужах появляются корочки льда. Дорога становится совсем скользкой. Часто не успевшая просохнуть от дождя поверхность дороги покрывается тонким-тонким и незаметным для глаз льдом. Скользят пешеходы, а про тормозной путь и говорить не приходится – он становится намного длиннее.

А придет настоящая зима,  дороги покроются снегом. Утоптанный ногами пешеходов и укатанный колесами машин, он становится таким же скользким и опасным, как лед.

Во время зимних оттепелей лед и снег оттаивают, а потом вновь замерзают и делают поверхность проезжей части очень скользкой и опасной. Вдобавок, если идет снег, он залепляет глаза пешеходам, мешает обзору дороги, резко ухудшает видимость. Водителям тоже становится хуже видна дорога, видимость резко сокращается.

Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада, когда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время случается больше, чем обычно, наездов на пешеходов. Происходит это потому, что и водители, и пешеходы еще не успели приспособиться к тому, что на дороге стало скользко и видимость ухудшилась.

 

ДОРОГА ВЕСНОЙ

Весне всегда все рады. Радуются ей и пешеходы, и водители: под лучами весеннего солнца с каждым днем все быстрее тает снег и лед, делая чистыми дороги. Правда, кое-где под стоящим льдом и снегом остается грязь. Смешиваясь с дождевой водой, она создает весьма скользкий жидкий грязевой слой, покрывающий поверхность проезжей части и тротуаров. Скользко, как зимой. Но постепенно солнце делает свое дело – дороги становятся сухими. Но весеннее солнце, бывает, служит и недобрую службу – оно слепит глаза пешеходам и водителям. Взглянув на яркое солнце, человек на некоторое время как бы слепнет. Если такое случается с пешеходом на проезжей части или с водителем, то это может окончиться бедой. Особенно  плохо, когда солнце светит навстречу движению. Даже солнцезащитные козырьки в автомобиле или очки не всегда помогают. Поэтому водители  и пешеходы должны помнить об этом.

Если приходится двигаться против солнца, то, будучи ослепленными солнечными лучами, водители должны прекратить движение, а пешеходы – не выходить на проезжую часть. Двигаться можно лишь тогда, когда дорога хорошо просматривается.

ДОРОГА ЛЕТОМ

Наиболее благоприятная пора для дорожного движения – лето. Светлого времени становится значительно больше, сухо на дорогах. Но и летом мы не застрахованы от опасностей. Все привыкают к тому, что видимость хорошая. Стала видна скрытая зимой под снегом дорожная разметка. Это способствует безопасному движению. Тормозной путь укоротился: снега и льда нет. Но случаются дожди, и пусть на короткое время, но дорога опять становится скользкой. Особенно опасны первые капли дождя. Они смешиваются с пылью на дороге, и эта грязевая смесь действует как смазка! Тормозной путь резко увеличивается! Во время дождя не только становится более скользким покрытие, но и ухудшается видимость.

Водители и пешеходы, отвыкшие от таких сложных условий движения, порой это не учитывают. А зря. Необходимо и водителям скорость снизить, и пешеходам быть осторожнее при переходе дороги. Всем надо внимательнее следить за обстановкой на дороге.

ДОРОГА В ТЁМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Любое время года имеет свои особенности. Если все участники движения – пешеходы и водители – эти особенности знают и учитывают, то, значит, опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий уменьшается.

Но обстановка на дороге зависит не только от времени года. Меняется она и в течение суток. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Пешеходы и водители не очень хорошо различают, что делается на дороге. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. При плохом освещении часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие – близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, удаляющийся – за приближающийся, и наоборот. В темноте трудно определить по свету фар автомобиля, приближается он или нет. А ели приближается, то с какой скоростью.

Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но все равно ночное зрение значительно хуже дневного.

При плохом освещении, в сумерках, глаза плохо различат цвета. Например, красный цвет кажется темным и даже черным.  Зеленый цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета. Прежде всего становится веден зеленый, затем желтый и красный. К сожалению, не все пешеходы и водители это знают и не проявляют должной осторожности в темноте.

Вывод простой. В темноте при переходе улицы расстояние до приближающегося автомобиля должно быть больше, чем днем. Торопиться и днем нельзя, а в темноте тем более. Желательно в темное время не носить темную одежду. Если есть возможность, то надо использовать светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки.